понедельник, 22 ноября 2010 г.

Пираты XXI века




Предсказывать будущее всегда было очень непростым занятием. И история пиратства может служить отличным доказательством этого. Кто бы мог предсказать всего десяток лет назад, что в наши дни тема джентльменов удачи и их подвигов станет одной из главных в новостях ведущих информационных агентств? А уж то, что на карте мира могут вновь появиться самые настоящие пиратские государства, подобные тем, что в течение более трех столетий были настоящим бедствием для европейских государств, вряд ли можно было предположить даже в случае использования таких традиционных для предсказателей видов стимуляторов, как мухоморы и прочие грибы. Но действительность порой оказывается куда богаче воображения. Это случилось и с пиратами, вернувшимися в наш мир со страниц приключенческих романов и снова ставшими его неотъемлемой частью.

Нет, конечно же, и в старые, добрые времена второй половины ХХ века кто-то кое-где на морях порой не хотел честно жить и заниматься мирным рыболовством или морской торговлей. Но все это были шалости местного масштаба, которые были малоинтересны в мировом масштабе. Ну, разве что в качестве некого курьеза.

И связано такое возвращение оказалось с теми пертурбациями, которые в последние два десятилетия постигли самую обыкновенную, ничем особенным не примечательную до этого момента африканскую страну - Сомали. О них стоит рассказать подробнее.

После получения независимости в 1960 году, Сомали до конца 70-х годов была одним из союзников СССР в Африке. Здесь функционировала крупная военно-морская база в городе Бребера с самой длинной во всей Африке взлетно-посадочной полосой для морской авиации. Сомалийская армия получала советское оружие и проходила обучение у советских инструкторов. В те времена ситуация в стране была вполне спокойной, а прибрежные районы - безопасными.

Однако, в 1977 году совершенно неожиданно Сомали начало войну против соседней Эфиопии. Ее целью был захват области Огаден, претензии на которую предъявлялись с самых первых лет независимости. Хотя первоначально сомалийской армии и сопутствовал успех, из-за разрыва отношения с СССР, который предпочел поддержать Эфиопию и оказал ей крупную военную помощь, война для Сомали закончилась тяжелым поражением. Ее армия была разгромлена и отброшена назад.

Это событие и стало точкой отсчета, ведущей к сегодняшней ситуации. Вскоре в ряде районов Сомали началось партизанское движение, ставящее целью отделение ряда территорий и провозглашения их независимости. А в 1991 году в стране произошел военный переворот. Правящий 22 года президент Сиад Барре был свергнут со своего поста. После этого в стране началась гражданская война. А за ней последовал и голод, который уже в первый год унес жизни более 300 тысяч человек.

Правда, в декабре 1992 года была сделана попытка остановить эту войну. Тогда в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН в страну прибыли войска США и ряда других государств. Эта операция носила название "Возвращение надежды". Первые несколько месяцев все было более-менее благополучно. Однако, после того, как американцы начали вмешиваться в разборки местных группировок и кланов, ситуация значительно ухудшилась. Начались нападения на солдат ООН. Кульминацией стал день 3 октября 1993 года. Тогда в Могадишо произошел бой, который стал известен всему миру. Тогда в результате засады на улицах города погибли 18 американских солдат, плюс были потеряны два многоцелевых вертолета. После этого тогдашний президент США Билл Клинтон принял решение прекратить операцию. В следующем году американцы покинули Cомали, а еще через год их примеру последовали и остальные страны, убедившись в своей неспособности предотвратить хаос и анархию на обломках бывшего государства. К тому же ООН признала невозможным и оказание гуманитарной помощи по причине отсутствия гарантий безопасности ее сотрудникам.

И вот уже 15 лет здесь идет война всех против всех. К сегодняшнему дню в стране сложилась следующая ситуация.

Северная часть Сомали, бывшая раньше Британским Сомали, еще в 1991 году провозгласила независимость, которую, правда, юридически никто так и не признал. Однако, на сегодняшний день ситуация здесь наиболее стабильная. У непризнанного государства, получившего название Сомалиленд, есть собственная армия и государственные структуры, что позволяет контролировать территорию с населением примерно 3.5 млн. человек.

С юго-востока с Сомалилендом граничит второе непризнанное государство - Пунтленд. Такое название оно получило от названия страны Пунт, которая исторически находилась здесь во времена древнего Египта. Именно отсюда и шла основная торговля с Египтом, Грецией и Римом.

Однако сегодня торговля здесь практически отсутствует. Зато именно это место, где проживает и пытается выжить около 3 млн. человек, стало центром пиратства XXI века. Ведь для мужчин трудоспособного возраста здесь существует очень мало возможностей прокормиться относительно честным путем. Рыбная ловля позволяет всего лишь еле-еле сводить концы с концами. Вот и стали рыбаки по совместительству еще и ловцами проплывающих мимо кораблей..

Между Пунтлендом и Сомалилендом находится еще одно образование - Нортленд. Оно возникло в результате отделения от Сомалиленда куска территории на юго-востоке, в результате партизанской войны, поддержанной Пунтлендом.

Центральную часть Сомали занимают совсем небольшие по площади территории, принадлежащие нескольким "государствам", в то числе и контролируемая официально признанным правительством. Здесь постоянно происходят столкновения вооруженных группировок друг с другом.

Ну а в южной части хозяйничают исламские боевики из бывшего союза исламских судов. После ряда поражений за последние годы контролируемая ими территория значительно сократилась.

Как видите, полный бардак. Правительство фактически ничего не решает и прав тот, у кого больше солдат и патронов. Следует заметить, что основных кланов в Сомали всего шесть, остальные меньше и соответственно имеют меньшие возможности.

Вот такой вот фон и обеспечивает разгул пиратства в регионе. Ситуация для судоходства усложняется еще и тем, что район действий сомалийских пиратов - Аденский залив, лежащий на пути между Индийским океаном и Красным морем. Это один из стратегически важных для мирового судоходства маршрутов, по нему проходит половина всех балкерных (насыпных) грузов и примерно 30% контейнерных перевозок. Здесь, между берегами Сомали и Йемена в направлении Суэцкого канала ежегодно проходит около 20 тыс. судов (в 2008 году - 21 420). Идут танкеры и сухогрузы, доставляющие в Европу и Америку ближневосточную нефть и промышленные товары азиатского производства. Через Баб-эль-Мандебский пролив, соединяющий Аденский залив и Красное море, ежедневно транспортируется 3.3 млн. баррелей нефти, что составляет примерно четверть мировых нефтяных перевозок. А ведь нефть - кровь современной цивилизации.

Так что поживиться в этом районе есть чем. И это подогревает пиратские аппетиты, которые лишь становятся все больше и больше после очередного успеха.

Тактика пиратов не отличается большим разнообразием. Во многих случаях пираты используют традиционные транспортные средства - лодки доу, плавающие в этих местах уже не одну тысячу лет. На такой лодке может находиться несколько десятков человек. Однако, часто в моря на промысел выходят и на обычных моторных лодках, трофейных яхтах и небольших судах. Такие суда используются в качестве плавучей базы для нескольких быстроходных моторных лодок. Обнаружив судно, пираты пересаживаются в эти лодки и направляются к кораблю для его захвата.

Сам захват происходит по технологии, опробованной столетиями пиратского опыта. Подход к борту судна, обстрел из автоматического оружия и гранатометов, а затее - абордаж. Для того, что бы залезть на борт, используются абордажные "кошки" - длинные веревки с крючьями или трех или четырехлапыми якорями. В случае успеха, экипаж принуждается к изменению курса угрозой применения оружия. Захваченное судно направляется к берегу в одну из пиратских баз, где оно будет находиться до получения выкупа.

Но чаще всего бывает так, что захватить судно не удается. Трудно забраться на борт, если корабль идет на большой скорости, постоянно маневрирует и кроме того, экипаж поливает атакующих из пожарных шлангов и забрасывает различными тяжелыми предметами. В случае неудачи пираты отходят к базе, маскирующейся под обыкновенных рыбаков. Ну а затем можно попробовать повторить атаку уже на другое судно.

Что касается размеров выкупа, то он зависит от размеров судна и характера захваченного груза. В качестве конкретного примера можно назвать 3 миллиона, выплаченные за украинское судно "Фаина" в феврале 2009 года. А самый крупный выкуп на сегодняшний день (лето 2010 года) был выплачен в январе 2010 года за греческий танкер Maran Centaurus с 275 тысячами тонн нефти на борту. Его размер - 7 млн. долларов. Следует отметить, что несколько лет назад запросы пиратов были куда как скромнее и ограничивались максимум несколькими сотнями долларов. Правда, в то время их тогдашние возможности не позволяли еще захватывать подобные трофеи.

Кстати, о возможностях и техническом оснащении пиратов. Большая часть их вооружения - советского производства, оставшееся еще с 70-х годов. Немало вооружения попало сюда с соседней Эфиопии. Это автоматы АКМ, пулеметы, гранатометы. Большинство пиратских групп оснащено радиостанциями, системами спутниковой навигации GPS и другим специальным оборудованием. Среди пиратов много бывших военных, есть и технические специалисты, разбирающиеся в подобной технике.

Точная численность пиратских группировок неизвестна. По приблизительным оценкам она может составлять от 1 до 3 тысяч человек. Известны пять основных формирований, на счету которых большинство нападений и захватов судов.

Динамику роста пиратства можно проследить по данным статистики Международного бюро по судоходству и мореплаванию. В 2007 году во всем мире было зарегистрированы 263 нападения на суда, а в 2008 году их стало 293. Год 2009 побил этот рекорд с результатом 406 нападений. Из них сомалийские пираты отличились в 2008 году 111 раз, а в 2009 году уже 217 раз. Для справки - в 2003 году в этих местах было зарегистрировано всего 23 нападения. Что касается захватов судов, то в 2007 году их было 18, в 2008 году - 46, а в 2009 году - 49. Из них в зоне Сомали и Аденского залива в 2008 году было захвачено 30 судов, а в 2009 году их число выросло до 47. Размер выкупа сомалийским пиратам за 2008 год составил около 80 млн. долларов. Хотя это, разумеется, лишь официальные данные. Далеко не все судовладельцы предпочитают афишировать подобные меры, так что фактическая сумма может быть больше в полтора-два раза.

Причем, опасности подвергаются не только корабли, но их экипажи. В том же 2008 году пиратами было захвачено 889 человек, 11 были убиты, 32 ранено, 29 пропало без вести. А в 2009 году в заложниках оказалось уже 1052 моряка. При этом было убито 8 человек, а ранено 68.

Для сравнения - в 1979 году, когда на экраны вышел фильм "Пираты ХХ века", в мире было зарегистрировано всего около 50 нападений на торговые суда. Как видите, контраст просто-таки разительный. Именно из-за деятельности сомалийских пиратов в 2009 году движение судов через Суэцкий канал сократилось примерно на 20% (чуть более 4 тысяч).

Возникает вполне законный вопрос - а что, разве нельзя покончить с этим пиратством? Ведь в распоряжении любого развитого мирового государства находятся достаточные силы, что бы навести порядок в водах вблизи Африканского Рога.


Разумеется, если взять чисто военную сторону дела, уничтожить пиратские базы на побережье будет достаточно просто. Ведь сколько-нибудь серьезного современного вооружения у пиратов нет. Главные препятствия для подобного решения вопроса исключительно политического характера.

Во-первых, силовой вариант решения неизбежно приведет к многочисленным жертвам среди "мирного населения". И хотя оно практически поголовно поддерживает пиратов, потери в случае атаки наверняка приведут к протестам многочисленных "правозащитных" организаций и прочим неприятностям такого рода. Слишком уж гуманным (по мнению автора статьи) стали нынешние законы многих государств. Так, к примеру, в июне 2010 года пять захваченных у побережья Сомали пиратов были приговорены голландским судом к.. 5 годам тюремного заключения. По окончании которого, отсидевшие срок пираты имеют все шансы остаться в Нидерландах и получить вид на жительство. Ведь как они сами заявляли, условия пребывания в тюрьме просто райские. Можно ли было представить подобное во времена Питера Хейна и ван Хоорна?

Во-вторых, такая силовая акция хоть и прекратила бы на время пиратство в этом регионе, но через несколько лет оно наверняка возобновилось бы в ничуть не меньших масштабах. Ведь не будут устранены главные причины, способствовавшие данному явлению - гражданская война, голод и анархия в стране. А лезть в межплеменные разборки после урока середины 90-х сегодня никому не хочется.

Ну и третья (и пожалуй, главная) причина того, что силовая акция маловероятна. Заключается она в том, что нынешнее сомалийское пиратство весьма выгодно определенным политическим силам и международной организованной преступности, которая постепенно устанавливает все более тесные связи с пиратами. А если учесть то, что связи между такими определенными политическими кругами и оргпреступностью - реальность наших дней во всем мире, можно сделать неутешительный вывод, что "крыша" у пиратов достаточно прочная. Недаром в прессе неоднократно обсуждался вопрос, кому же больше всего выгодно пиратство. С приводимыми фактами о том, что переговоры о выкупе нередко ведутся прямо в респектабельных офисах лондонского Сити, а пиратов представляют их соотечественники из сомалийской диаспоры.

И наконец, простой арифметический подсчет. Из 20 тысяч судов пираты захватили примерно 50. Это около 0.25% от всех, проходящих Суэцкий канал. Говоря проще, пока выгоднее примириться с повышением страховых полисов, из которых большей частью и выплачивается выкуп, чем тратить гораздо большие суммы на проведение военных акций. Такая вот бухгалтерия.

Одним словом, похоже, что мы еще долго будем узнавать в программах новостей и на страницах электронных и печатных изданий о том, что в районе Аденского залива был захвачен очередной корабль..

Но кроме района Африканского Рога в Мировом океане есть и другие места, где существует риск встретиться с джентльменами удачи. Одно из таких мест расположено на противоположной стороне Африке - в Гвинейском заливе. Как и три столетия назад, сегодня любое судно в этом районе может подвернуться пиратскому нападению. Ведь "черное золото" сегодня снова в цене, хотя на этот раз речь идет и не о работорговле. Нефть, которая добывается в заливе у побережья Нигерии, стала причиной гражданской войны в этой стране. Ведь все доходы от ее добычи поступают в карман правящей верхушки, оставляя более, чем 100-миллионное население страны нищим.

Естественно, что это вызывает недовольство, переходящее в вооруженную борьбу против правящего режима. Уже много лет партизанскую войну против правительства и нефтедобывающих компаний ведет организация Движения "Освобождения дельты реки Нигер". В первую очередь целями для их атак становится все, что связано с нефтедобычей. В том числе и танкеры, в трюмах которых нефть отправляется в Европу и Америку. Именно на этот тип судов приходится абсолютное большинство нападений в Гвинейском заливе.

И хотя по общему количеству атак Гвинейский залив существенно уступает Сомали, тем не менее, этот район считается достаточно опасным для мореплавания. Так, в 2009 году здесь было зафиксировано 28 пиратских нападений. Причем следует отметить, что эти нападения гораздо опаснее, чем сомалийские. Здесь гораздо чаще применяют оружие и риск быть убитым также существенно выше. Тем более, что кроме повстанцев, воюющих по политическим мотивам, в прибрежной зоне Нигерии и Камеруна орудует и немало обыкновенных бандитов, промышляющих морским грабежом.

Все это вместе взятое привело в частности и к тому, что за последний год (2009) добыча нефти в Гвинейском заливе упала примерно на четверть, с 2 до 1.6 млн. баррелей в сутки. И нет никаких причин к тому, что бы ситуация начала улучшаться.

Третьим районом, традиционно пользовавшимся дурной репутацией последние десятилетия, являлся Малаккский пролив. Через этот оживленный перекресток морских путей, являющийся самым коротким маршрутом между Европой и Азией, каждый год проходит около 50 тысяч судов всех классов, что составляет порядка 20-25% всех морских грузоперевозок в мире. Естественно, что это не могло не привлечь внимание любителей поживиться за чужой счет, тем более, что традиции морского пиратства в этом регионе появились еще до прихода европейцев и насчитывают многие сотни лет. Ситуация для пиратов облегчается тем, что пролив при длине свыше 900 километров очень узок. Его минимальная ширина составляет всего 2.5 километра. Это затрудняет маневрирование судам, что облегчает проникновение на их борт. Кроме того, здесь достаточно часто бывают туманы и лесные пожары, дым от которых так же играет на руку пиратам.

Правда, значительная часть местных "джентльменов удачи" составляют местные жители, которые вынуждены промышлять подобным образом, что бы заработать себе на жизнь. При их нападении на судно до серьезных последствий дело, как правило, не доходит. Такие "пираты" тащат все, что плохо лежит, и после кражи стараются поскорее уйти в море.

Однако, в морях Юго-Восточной Азии действуют и организованные банды, которые прекрасно вооружены и оснащены технически. Они информированы о движении судов и характере груза, что позволяет им выбирать из них наиболее ценное. Именно они и представляют наибольшую опасность, тем более, что при нападении такие пираты предпочитают не оставлять свидетелей. Чего стоила в свое время одна только группировка знаменитой мадам Вонг, которую так и не удалось обнаружить, несмотря на усилия полиции многих государств (хотя, об этой личности слухов гораздо больше, чем реальной информации).

До недавнего времени именно район Малаккского пролива считался наиболее опасным в отношении пиратства. Однако, за последние несколько лет здесь были приняты серьезные меры, которые значительно сократили количество нападений. В частности, было организовано регулярное патрулирование флотами Малайзии, Сингапура и Индонезии. Результат не замедлил сказаться. Если в 2000 году здесь было зарегистрировано 220 нападений, что составило абсолютный рекорд, а в первую половину десятилетия количество атак колебалось от 150 до 200, то в 2009 году здесь было отмечено всего.. 2 (два) нападения. Как видите, при наличии политической воли с пиратством можно бороться, и весьма успешно.

Что же касается прибрежных вод Индонезии, то прогресс в борьбе с пиратством тоже дает о себе знать. С 121 нападения в 2003 году их число за четыре года сократилось до 43 в 2007 году. А в 2009 году их было зарегистрировано всего 15. Это меньше, чем у берегов Бангладеш, где таких атак было 17, хоть и несколько больше, чем в Южно-Китайском море и Сингапурском проливе (соответственно 13 и 9).

Любопытно, что по статистике 37 нападений с целью грабежа было отмечено у побережья Южной Америки, хотя этот регион и не числится в списке потенциально опасных. Хотя вполне возможно, что здесь еще все впереди.

Так что как видите, пиратство в новом веке вовсе не умерло, а продолжает жить и здравствовать. И похоже, что это надолго.

worldpirates.narod.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий