понедельник, 22 ноября 2010 г.

Джентльмены удачи Третьего Рейха





Карманный линкор "Адмирал Шпее"



Рейдер "Атлантис"

Закончилась Первая мировая война и ее сражения стали достоянием истории. И казалось, что ее повторение в обозримом будущем просто невозможно.

Однако, политические процессы в Европе начала 30-х годов, страдающей от Великой Депрессии, привели к тому, что к власти в Германии пришла национал-социалистическая партия во главе с Адольфом Гитлером. Практически сразу в стране началась милитаризация экономики, конечной целью которой была подготовка к большой войне с целью пересмотра Версальского договора и расширения "жизненного пространства". Одним из направлений военного строительства стал и германский флот, который должен был противостоять противникам Германии на море.

При этом перед германским руководством Кригсмарине стояли те же проблемы, что и четверть века назад. Немецкий флот в любом случае был слабее своего основного противника - Англии, поэтому не мог противостоять ему в открытом бою. Как и раньше, основной упор был сделан на неограниченную войну на морских коммуникациях с целью нарушить английскую торговлю и прекратить снабжение промышленности необходимыми материалами. Для этой цели планировалось выделить лучшие боевые корабли, вплоть до линейных. Именно в качестве рейдеров и планировалось использование "карманных линкоров" типа "Дойчланд", постройка которых началась еще при Веймарской республике. И в дальнейшем, все линейные корабли Германии строились в расчете на применение в условиях Атлантики. Как оказалось впоследствии, этот расчет в целом себя оправдал.

Однако, надводных боевых кораблей все равно было мало. Поэтому, после начала Второй мировой войны в сентябре 1939 года, ряд судов торгового флота был переоборудован для использования на просторах Мирового океана в качестве рейдеров.

Однако первыми крейсерские операции в Атлантическом океане начали именно "карманные линкоры". 21 и 24 августа 1939 года соответственно корабли "Адмирал граф Шпее" и "Дойчланд" вышли в море, направляясь в разные части Атлантического океана. 25 сентября оба они получили приказ начать боевые действия. Однако, судьба этих линкоров оказалась разной "Дойчланд", потопив всего два судна, тем не менее вернулся в Германию, а вот "Адмиралу Шпее" повезло гораздо меньше. Хотя ему удалось за два с половиной месяца потопить 11 торговых судов, в результате столкновения с английской эскадрой, произошедшего 13 декабря возле устье реки Ла Плата, ему пришлось уйти в порт Монтевидео для ремонта повреждений. Однако, из опасений нападения англичан, командир линкора получил приказ затопить корабль, что и было выполнено.

Впоследствии в крейсерских операциях принимали участие третий карманный линкор "Адмирал Шеер", который за 5 месяцев в 1940 и 1941 годах попил 16 судов, и линейные корабли-систершипы "Шарнхорст" и "Гнейзенау", потопившие вместе в двухмесячном походе с января по март 1941 года 22 судна. Даже единственный поход самого мощного немецкого корабля - линкора "Бисмарк", должен был стать именно крейсерской операцией совместно с тяжелым крейсером "Принц Ойген". Однако, после потопления в коротком бою английского линейного крейсера "Хууд", в результате преследования, продолжавшегося почти трое суток, "Бисмарк" был потоплен атаками английской морской авиации и флота.

Но основную роль в операциях надводных рейдеров все же сыграли именно вспомогательные крейсера, о которых стоит рассказать подробнее. Всего их было 11 единиц, но наиболее известными стали четыре корабля - "Атлантис", "Корморан", "Пингвин" и "Орион", хотя результаты их действий были самые разные.

Первыми из надводных рейдеров в океан вышли "Орион" и "Атлантис". Это произошло 6 апреля 1940 года. Их целью стала Южная Атлантика, где и начались первые операции против торговых коммуникаций союзников. 24 апреля "Орион" открыл счет немецких корсаров нового века, потопив английское торговое судно "Хэксби". Затем, в мае, он обогнув мыс Горн вышел в Тихий океан. Дойдя через месяц до Новой Зеландии, "Орион" установил невдалеке от столицы, города Окленда, морские мины. В течение месяца на них подорвалось 4 гражданских судна и тральщик новозеландских ВМС. Через несколько дней рейдером был захвачен приз - норвежское судно "Тропик си", которое было отправлено в качестве трофея в Германию. Однако, по пути к месту назначения, корабль был обнаружен и потоплен англичанами.

После этого "Орион" в течение нескольких месяцев прошел по Тихому и Индийскому океану, однако за это время встретил и потопил всего 4 торговых судна. 20 октября 1940 года в районе острова Ламотрек (Каролинские острова). Здесь он встретился с другим немецким рейдером - "Комет", который только что прошел по Северному морскому пути и вышел в Тихий океан. В течение более 7 недель они совместно крейсировали по Тихому океану, потопив при этом 7 торговых кораблей союзников (в основном Австралии и Новой Зеландии). Затем пути кораблей разошлись. "Орион" еще полгода крейсировал по Индийскому океану, однако сумел потопить за это время лишь одно торговое судно. 23 августа 1941 года корабль вернулся на базу в Бордо, имея на своем счету 10 потопленных судов за почти полтора года плавания.

Что же касается "Атлантиса", то его первой жертвой стал встреченный 3 мая английский грузовой корабль "Сайентист". Затем рейдер направился в южную часть Атлантики, выставив в начале мая возле мыса Игольный (Южная Африка) 92 мины. После чего, пройдя в Индийский океан, корабль в течение четырех месяцев крейсировал по нему, потопив за это время 8 судов. Следующий переход, "Атлантис" совершил в Тихий океан, где находился в течение целого года. Рейдерство было достаточно успешным - 13 потопленных торговых судов. При этом ему сильно повезло - в мае 1941 года он встретил на своем пути английское соединение, состоящее из линкора "Нельсон" и авианосца "Игл". Однако, те не обратили внимание на невзрачного с виду "торговца".

Но 21 ноября 1941 году удача изменила вспомогательному крейсеру. Он был обнаружен с палубного самолета английского крейсера "Девоншир", которые вскоре догнал и после короткого боя потопил немецкий рейдер. Большей части экипажа удалось спастись, и перейти на подошедшие немецкие подводные лодки, которые и доставили их домой.

 
Результат "Атлантиса" - 22 потопленных судна общим водоизмещением приблизительно 144 тысячи тонн за почти 21 месяц плавания.

Третьим немецким рейдером был уже упомянутый "Комет". Он начал свое плавание 3 июля 1940 года, направившись на север, что бы пройти по маршруту Северного Морского пути в Тихий океан. У СССР в то время был нейтралитет с Германией, поэтому он и дал свое согласие на такой проход. Пройдя путь сквозь льды с помощью советских ледоколов, 10 сентября "Комет" прошел через Берингов пролив и направился на юг. Пунктом назначения были Каролинские острова, где он встретился с "Орионом". Их совместное плавание было описано выше.

В то время, как "Орион" после расставания отправился в Индийский океан, "Комет" в конце декабря 1940 года подошел к острову Науру, который был одним из основных источников добычи фосфатов и после артиллерийского обстрела уничтожил большинство промышленных объектов на острове. В результате поставки фосфатов прекратились на следующие несколько месяцев.

Затем для рейдера наступила полоса неудач. В течение нескольких месяцев в Индийском океане не было обнаружено ни одного судна. Это вынудило "Орион" отправиться через Тихий океан домой на базу. По пути кораблю удалось перехватить 3 торговых судна, одно из которых было отправлено в качестве приза во Францию и дошло туда 16 ноября. Сам рейдер вернулся 30 ноября 1941 года.

Была предпринята и вторая попытка плавания в качестве рейдера. Однако, при проходе Ла-Манша корабль был атакован британскими торпедными катерами и получив две торпеды, взорвался и затонул со всем экипажем.

Значительно больших успехов добился другой немецкий рейдер - "Пингвин". Он вышел в свое плавание 15 июня 1940 года. Двинувшись на юг, он обогнул мыс Доброй Надежды и вышел в Индийский океан . Следуя по пути к Австралии, он перехватил несколько судов. Подойдя к месту назначения, он установил мины в районе Бассова пролива, Тасмании и побережья Австралии от Ньюкасла до Сиднея. На них впоследствии подорвалось два судна.

Затем, потопив еще 3 судна в течение недели, "Пингвин" направился к острову Буве, расположенному между Южной Африкой и Антарктидой, где в то время было одно из мест китобойного промысла. Здесь в течение двух суток была захвачена самая ценная добыча в плавании - две китобойные базы с 11 малыми китобойцами и грузом китового жира. Все они были отправлены в Германию в качестве призов и прибыли туда в марте 1941 года, за исключением 2 китобойцев, потопленных при угрозе их захвата англичанами.

После этого в течение еще почти трех месяцев "Пингвин" крейсировал по океану, потопив при этом 3 судна. Однако, столь успешное плавание закончилось 8 мая, когда корабль был обнаружен палубным самолетом с английского крейсера "Корнуолл". Несмотря на маскировку, обнаруженное судно показалось пилоту подозрительным, и он навел на него крейсер. В результате короткого боя рейдер взорвался и затонул. "Корнуолл" подобрал из воды всего 75 человек из 532. Причем 200 человек были пленными, захваченными "Орионом" во время своего крейсерства. А всего же общий счет рейдера составил 28 судов общим водоизмещением 136 тысяч тонн. На минах подорвалось еще 5 судов и один тральщик.


Рейдер "Корморан" вышел в плавание 3 декабря 1940 года. 6 января, еще в Атлантике, у островов Зеленого мыса им было потоплено первое торговое судно. Затем, в течение следующих 4 месяцев за ним последовали еще 7 грузовых судов. После этого, в начале мая корабль перешел в Индийский океан. Далее, после двухмесячного крейсерства, ему удалось, наконец, потопить еще 3 судна. После того, как рейдер пополнил запасы с судна снабжения, его капитан Детмерс принял решение направиться к Австралии для постановки возле ее берегов мин. Это решение стало для "Корморана" роковым.

19 ноября 1941 года примерно в 112 милях от побережья Австралии, немецкий рейдер встретил австралийский легкий крейсер "Сидней". Бегство было невозможно, и "Корморан" попытался выиграть время для подготовки к бою. Ему удалось на некоторое время усыпить бдительность австралийского крейсера, который приблизился к нему на расстояние всего полмили (около 900 метров). Это была ошибка, ставшая для "Сиднея" роковой. Воспользовавшись замешательством австралийцев, "Корморан" неожиданно для них вступил в бой.

Залп трех орудий сразу попал в мостик крейсера, выведя из строя систему управления огнем. Затем по "Сиднею" были выпущены торпеды, одна из которых попала в цель. Еще несколько выстрелов накрыли австралийский корабль, повредив носовые башни. Крейсер открыл ответный огонь, однако первый залп был неудачным. Все же артиллерии "Сиднея" удалось три раза поразить цель. В машинном отделении "Корморана" начался пожар, сильно затруднявший маневрирование. Тем не менее, ему удалось еще дважды попасть в крейсер, который медленно уходил к югу, пока не исчез из вида. Его дальнейшая судьба оставалась неизвестной до марта 2008 года, когда на дне океана были обнаружены обломки корабля. Ни один человек из экипажа не спасся.

Однако "Корморан" ненадолго пережил противника. Пожар так и не удалось потушить, возникла угроза взрыва оставшихся на борту мин. В этих условиях команда спустила шлюпки и покинула корабль, который вскоре взорвался и затонул. Экипажу же удалось добраться до австралийского берега, где он был взят в плен.

Этот бой стал единственным во Второй Мировой войне, когда вспомогательному крейсеру удалось потопить военный корабль. Пусть даже благодаря грубой ошибке, допущенной капитаном последнего.

Из других немецких рейдеров можно отметить еще "Тор", который совершил два плавания в период с июня 1940 по ноябрь 1942 годы. Результатом стали 21 потопленных и захваченных судна (11 в первом рейде, 10 во втором).

Всего же немецкие надводные рейдеры, включая "карманные линкоры", потопили или захватили в качестве призов около 150 торговых судов. Не так уж и много, хотя конечно, нельзя сказать, что совсем безрезультатно.

Гораздо более эффективными были действия подводных пиратов, ставших настоящим бичом в Мировом океане. Однако, их "подвиги" - тема отдельного рассказа.

Тем не менее, операции надводных рейдеров помимо прямого эффекта нанесли гораздо больший косвенный ущерб морским коммуникациям. Из-за них транспортные суда неоднократно оставались в портах, опасаясь нарваться на противника. В результате нарушалось снабжение необходимыми грузами и товарами, что влияло и на ход боевых действий и экономики государств. Поэтому в целом использование тактики крейсерских операций было оправдано.

Тактико-технические данные некоторых рейдеров.

"Атлантис". Вспомогательный крейсер. Переделан из грузового судна "Гольденфельс". Спущен на воду в январе 1937 года. Размеры: длина - 155 м, ширина - 18.7 м, осадка - 8.7 м. Водоизмещение - 17 600 т. Крейсерская скорость - 9 узлов, максимальная - 17.5 узлов. Дальность плавания на крейсерской скорости - 60 тысяча миль. Вооружение: 6 х 150 мм, 1 х 75 мм, 2 спаренные ЗУ 37 мм, 2 с паренные ЗУ 20 мм, 2х2 ТА 533 мм, 420 мин, 2 самолета "Хейнкель-114". Экипаж: 347 человек.

"Комет". Вспомогательный крейсер. Переделан из сухогруза "Эмс". Спущен на воду в январе 1937 года. Размеры: длина - 115.4 м, ширина - 15.3 м, осадка - 6.5 м. Водоизмещение - 7500 т. Крейсерская скорость - 9 узлов, максимальная - 16 узлов. Дальность плавания на крейсерской скорости - 61 тысяча миль. Вооружение: 6 х 150 мм, 1 х 75 мм, 2 спаренные ЗУ 37 мм, 2 спаренные ЗУ 20 мм, 2 х2 палубных + 2 подводных ТА (24 торпеды), 30 мин, 2 самолета "Арадо-196А-1". Экипаж: 267 человек (17 офицеров).

"Корморан". Вспомогательный крейсер. Переделан из торгового судна "Штейермарк". Спущен на воду в сентябре 1938 года. Размеры: длина - 164 м, ширина - 20.2 м, осадка - 8.5 м. Водоизмещение - 19 900 т. Максимальная - 19 узлов. Вооружение: 6 х 150 мм, 1 х 75 мм, 4 х 40 мм, 2х 37 мм, 5 х 20 мм, 6 ТА, 390 мин, 2 самолета "Арадо-196А-1". Экипаж: 397 человек.

"Орион". Вспомогательный крейсер. Переделан из грузового судна "Курмарк". Спущен на воду в 1930 году. Размеры: длина - 148 м, ширина - 18.6 м, осадка - 8.2. Водоизмещение - 15 700 т. Максимальная - 14.8 узлов. Вооружение: 6 х 150 мм, 1 х 75 м, 2 х 37 мм, 4 х 20 мм. 5 ТА х 533 мм, 228 мин, 1 самолет "Арадо-196А-1". Экипаж: 356 человек.

"Пингвин". Вспомогательный крейсер. Переделан из сухогруза "Кандельфельз". Спущен на воду в ноябре 1936 года. Размеры: длина - 155 м, ширина - 18.7 м, осадка - 8.7 м. Водоизмещение - 17 600 т. Максимальная - 17 узлов. Автономность при крейсерском ходе - 60 тысяч миль. Вооружение: 6 х 150 мм, 1 х 75 мм, 2 х 37 мм, 2 х 20 мм, 2 сдвоенных ТА х 533 мм (16 торпед), 380 мин, 2 самолета Не.114в (в марте 1941 года замены на 1 "Арадо-196А-1"). Экипаж: 401 человек (22 офицера).

worldpirates.narod.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий